Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 11:10

Наши Чадушки

Меню сайта
Категории раздела
Я родился. [23]
Все о детках от рождения до года.
Ясли-сад [19]
Все о детках от года до шести
Здравствуй школа [8]
Развитие малышей [20]
Воспитание малышей [14]
Игры [11]
Детки и дача [0]
Приданое для малыша [4]
Устроим деткам праздник! [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Все о детках-конфетках » Развитие малышей

Методика реннего развития Марии Монтессори
Методика реннего развития Марии Монтессори
За рубежом система Монтессори полюбилась родителям и педагогам очень давно. Например, в Голландии, Канаде, ряде других стран она признана официальной, т.е. государственной.

Уже давно известно, что фундамент личности закладывается еще в дошкольном возрасте. Все радости, обиды, горькие и восторженные воспоминания этого времени хранятся в нашей памяти.

Любой кроха, хотя и кажется таким беспомощным, с рождения имеет внутренний потенциал, побуждающий его развиваться. Далеко не все взрослые могут руководить развитием своего ребенка. Всему свое время, но у каждого ребенка оно - свое. Кто-то раньше начинает ходить, кто-то плавать, кто-то говорить, а другой более усидчив и прекрасно собирает лего. Вот почему детям нужно предоставить возможность спонтанного развития, чтобы их личность наилучшим образом раскрылась. Авторитарное воспитание подавляет спонтанные импульсы малыша и способно вызвать его сопротивление и отвращение к созидательной деятельности.. Конечно же. нужно учитывать и возрастные рамки. Ведь от шестимесячного ребенка трудно ждать осмысленных предложений, а от двухлетнего - решения примеров на умножение. Можно вспомнить, как годовалый карапуз переливает водичку из одной мисочки в другую. Поэтому для годовалых деток подойдут игры с водой, крупами. Для двухлетних - стирка, мытье посуды, сервировка стола, и не понарошку, а всерьез. С трех лет можно потихоньку приобщать к наукам: математика, география, чтение.

Однако, ограждая маленького ребенка от возможности исследовать мир (в том, числе и опасный - ножницы, утюг), мы создаем пробел в его чувственном опыте, серьезный дефицит ощущений, провоцируем возникновение невротических проявлений. Медвежью услугу оказывают заботливые родители, ограждая свое чадо от опасных нам предметов - ведь малышу непонятны наши страхи, они руководствуются сиюминутными импульсами.

Придя в Монтессори-группу, многие детки неуверенно останавливаются у двери, не зная, что им делать. Где же воспитательница, которая говорит, чем сейчас заниматься и сколько. Потихоньку из неуверенного малыша вырастает человек, знающий, чем он хочет заниматься в данный момент. Человек, который в будущем умеет сделать правильный для себя выбор, будь то профессия, работа или спутник жизни.

Дети – другие

Одна из значительных работ Марии Монтессори называется «Дети - другие». Уже в названии книги виден ее принципиальный взгляд на картину жизни ребенка. Ребенок другой! Что значит, что его психика, все его существо устроено иначе, чем у нас, взрослых.

Если мы, взрослые, приобретаем знания при помощи анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает жизнь целиком. Мы говорим: он запомнил название цветка. Но у маленького ребенка нет памяти, сначала ему надо ее построить. Ребенок переживает время иначе, чем взрослые. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее. Он живет тем, что происходит с ним в конкретный момент, в то время как взрослые постоянно планируют свою жизнь, выделяя самые срочные и необходимые дела.

Маленькие дети обучаются, прежде всего, через собственные действия. Взрослые могут узнавать мир, читая, наблюдая, воспринимая информацию на слух. Но каждый взрослый чувствует разницу между рассказом о событии и непосредственным участием в нем. Малыши познают мир именно через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым - одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.

Никогда не повторится!

Одним из важных антропологических наблюдений Марии Монтессори, было определение в психической жизни ребенка особых периодов наиболее интенсивной восприимчивости тех или иных проявлений жизни. В отношении животных подобные периоды в конце 19 века пытались определить английский генетик Арнольд Джисл и голландский биолог Гуго де Ври. Они доказали, что созревание функций психики человека может происходить только через освоение внешнего мира, которое протекает по-разному на разных ступенях развития, ибо в процессе роста жизненные силы ребенка («orme») изменяют свою структуру. Эти периоды интенсивного созревания психики ученые называют сенситивными фазами развития. Монтессори наблюдала подобные фазы у маленьких детей. Она писала: «На основе этой восприимчивости ребенок способен создать особенно интенсивную взаимосвязь между собой и внешним миром, и с этой точки зрения все становится для него легким, вдохновляющим, живым. Каждое усилие оборачивается увеличением силы…. Как только одно из этих духовных пристрастий ослабевает, зажигается другое пламя, и так ребенок движется от одной победы к другой, в беспрестанном вибрировании жизненной силы, которое нам известно и которое мы называем «радостью и счастьем детства».

Понятно, что можно добиться результатов в развитии ребенка и, не обращая внимания на сенситивные периоды его роста, но это потребует от взрослого большого усилия воли, труда и напряжения. В то время, как в момент сенситивной фазы инициируется спонтанный учебный процесс, то есть, сама среда делает возможным действие созидательных потенций ребенка и приобретение им жизненного опыта. Происходит как бы игра в обмен: биологическая зрелость приходит с одной стороны через среду, а с другой – через непрерывное поступательное движение сознания.

Мария Монтессори выделила несколько таких сенситивных фаз. Большая их часть уже в ее время была известна психологам. Но настоящим открытием ученой стало определение сенситивной фазы порядка, которая по наблюдениям Монтессори длится у детей с рождения примерно до 4-х лет. Наивысшая точка наблюдается в 2 – 2,5 года (ребенок требует внешнего порядка в окружающей его среде, ставит на место предметы, почти ритуально выполняет действия). В этот период его жизнь подчинена определенному внешнему и внутреннему ритму. Монтессори пишет о том, что в раннем детском возрасте человеческая душа узнает свое окружение, сначала ориентируясь по элементам, а в дальнейшем завоевывает это окружение лишь по мере надобности. Вот почему важно не пропустить период порядка в развитии ребенка.

Как можно в обычной жизни заметить, что ребенок переживает сенситивную фазу порядка?

За кухонным столом мама, папа, бабушка и дедушка всегда занимают определенное, излюбленное место. Мама садится рядом с малышом, бабушка поближе к плите, отец – около окна. Но сегодня бабушка заняла мамино место, а дедушка сел к окну. Мама вообще замешкалась у плиты. Можно сразу заметить беспокойство ребенка. Он «непонятно почему» капризничает, выплевывает еду, стучит ложкой по столу. Родители сердятся, бабушка переживает, что ребенок не желает есть… Семья в напряжении. Но, оказывается, чтобы это напряжение прошло, надо всего-то всем членам семьи рассесться по своим привычным местам!

Для подрастающего ребенка внешний порядок постепенно становится внутренним. Вот почему так важно, чтобы пространство детского окружения всегда было рационально, красиво и аккуратно обустроено. Легкий беспорядок в комнате может быть только, когда малыш спит. Но, когда он открыл глаза, все предметы должны быть расставлены по своим местам. Малыш стремится к почти ритуальному выполнению любого действия, будь-то подготовка к еде, сбор на прогулку или обращение с отдельными предметами окружающей его среды. Беспорядок в мире бесконечно расстраивает его.

К другим фазам детской восприимчивости Мария Монтессори относила фазу развития движений, языка, чувств, социальных навыков, интереса к маленьким вещам.

М. Монтессори видела человека в его целостности, а целостность создается и закрепляется с помощью активного освоения окружающего мира. Когда окружающее пространство позволяет ребенку созидательно действовать, то разрозненные вспышки детской энергии соединяются, и возникает как бы «новый ребенок». Этот психологический феномен Монтессори называла нормализацией. Нормализация происходит при концентрации детей на какой-либо деятельности и, значит, необходима, чтобы все предметы вызывали у ребенка живой интерес, могли быть применены именно по своему назначению и использовались «точно». Свобода в направленных действиях и есть главная свобода ребенка. Но это не конечный результат воспитания, хотя нормализованные дети демонстрируют восхитительные, с точки зрения взрослых, человеческие качества. Это только начало.


Игры с водой (от 1,5 лет)

Игры с крупами (от 1,5 лет)

Переливание (можно пробовать с малышом после года)

Расстелите клеенку или резиновый коврик. Приготовьте емкости разных цветов и размеров - пластиковые миски, кружки, тарелочки, одноразовые стаканчики. Переливать лучше теплую водичку - кружкой, ковшиком. Чем разнообразнее будут емкости, тем больше впечатлений получит малыш.

Пересыпание (можно пробовать с малышом после года)

Приготовьте две миски или чашки, насыпьте в одну рис или гречку и дайте малышу ложку. Учите ребенка правильно держать ложку - тремя пальцами. Тогда с переучиванием в 4-5 лет у Вас не будет проблем. И, кстати, если малыш сам потянулся за ложкой во время еды - сразу вкладывайте ложку, и сразу правильно. После некоторых недель тренировки годовалый карапуз вполне может освоить это дело.

Стирка белья

Приготовьте два стульчика, на них поставьте две миски с водой. На ребенка наденьте фартук. В одной миске пусть малыш "стирает" грязное белье, намыливая его мылом, в другой - "полоскает". Научите ребенка отжимать белье и расправляя вешать на веревочку (которую можно протянуть между спинками тех же стульчиков.

Сортировка круп

Положите в миску два вида круп. Это могут быть горох и макароны, гречка и горох, арахис и рис. Пусть ребенок разложит их по разным емкостям. Такое упражнение оттачивает мелкую моторику и развивает логическое мышление - ведь сортировка - это простейший логический процесс.

Вылавливание "рыбок"

Набросайте в ведро с водой шарики от пинг-понга, а малышу дайте маленькое сито или сачок. Пусть он складывает их в другую мисочку. Детки очень любят "ловить рыбку"

Рисование

Приготовьте поднос и насыпьте на него тонким слоем манку. Пальчиками малыш может рисовать все, что захочет, а если рисунок не понравится, слегка стряхните поднос, и пусть рисует снова! После трех лет можно так учить буквы и цифры.

Мытье посуды

Налейте в мисочку воды и дайте ребенку комплект детской посуды - пусть он моет ее в миске и вытирает полотенцем.

Можно вместо круп использовать бусины разных цветов и размеров - сортировать, раскладывать их по разным емкостям, нанизывать на нитку, пересыпать через воронку, составлять красочные узоры.

Категория: Развитие малышей | Добавил: Льдинка (02.11.2009)
Просмотров: 778 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz