Что такое самооценка? И насколько она важна для наших детей? Вот те вопросы, которые можно услышать на консультации у детского психолога... Если посмотреть в краткий психологический словарь мы там найдем: «Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможно¬стей, качеств и места среди других лю¬дей. Самооценка является важным регу¬лятором поведения». Обычно нас, любящих мам и пап, волну¬ет развитие нашего ребенка: как физическое, так и интеллектуальное, а также эмоциональ¬ное. Часто беспокоит, как относятся к нему взрослые, воспитатели, учителя и вообще люди, которые с ним общаются? Хорошо ли ему среди ровесников? Мы думаем: чего не хватает нашему малышу, каких качеств? И очень часто сравниваем своего ребенка с другими детьми. Но редко кто из нас, любящих родителей, задает себе вопрос: «А что думает мой малыш о себе самом?» Между тем именно от ответа на этот очень важный вопрос зависит, какой об¬раз самого себя, собственного „Я" сло¬жился у ребенка. Образ, сотканный из едва уловимых штрихов, которые рисует невидимой кистью жизнь. Именно это представление ребенка о себе во многом определит не только характер растущего человека, но и такие поистине судьбо¬носные отношения, как „Я — и Мир во¬круг", „Я - и Другие". Самооценка бывает низ¬кой и высокой. Дети с низкой самооценкой часто робки, тревожны, замкнуты, с высокой - уверены в себе, спокойны, об¬щительны. Но это вовсе не значит, что низкая самооценка - однозначно плохо, а высокая – просто очень хорошо. Все дело в том, насколько соответствует представление ребенка о самом себе (его самооценка) реальности (то есть его способностям, которые вы¬являются в деятельности, и отношению к нему других людей). Объясню более подробно на примере, если у ребенка высокая самооценка, а в реаль¬ности он оказывается неспособным осу¬ществить какую-либо деятельность, например, на¬рисовать домик, самому застегнуть пуго¬вицы на куртке и т.п., это может приве¬сти также к неблагоприятным последст¬виям:. А именно, кроха становится раздражитель¬ным, нервным, капризным, пытаясь пе¬реложить „вину" на кого-то другого, например, плохие карандаши попались, мама наде¬ла ему не ту куртку и т.п. Конечно, не следует в такие минуты критиковать своего малыша, пытаясь скорректиро¬вать его самооценку и реальность. Лучше объяснить, почему у него не получается это сделать, успокоить или помочь ему, если он, конечно, не против. Зависть, гордыня, самоуспокоение — то¬же опасные „подводные камни" для де¬тей с завышенной самооценкой. И все же заниженная самооценка, по мнению многих психологов, хуже: она нередко лишает ребенка вообще какого-либо желания делать усилие. „Я не смогу!" звучит из его уст, как приговор. „Что же делать?! Как исправить это?!" — ломают голову родители, беспокоясь за свое чадо. Наверное, прежде всего стоит обернуться назад и проанализировать, что же послужило причиной такого представления ребенка о самом себе, ка¬кие ошибки невольно допустили мы, родители, в об¬щении со своим малышом. Все слова, которые мимохо¬дом, буквально на бегу бросают родители своему ребенку, очень значимы для него. Авторитет любо¬го взрослого несомненен для трехлетних или шес¬тилетних детишек, и особенно если это ма¬ма или папа... Попытаюсь сформулировать типичные ошибки, которые допускают родители по отношению к своим малышам. 1. Сейчас стало модным общаться со своими детьми как бы „на рав¬ных". Современные мамы и папы не задумываясь бросают ироничные реплики, обращенные к своему малышу, а он вроде бы все прекрасно пони¬мает и принимает это как игру. Например, маленькая толстушка, катающаяся на качелях, неловко упала с них. „Сама грация!" — смеется мама с подругами, которые находились недалеко от качелей. 2. Также в последнее время распространено не сдерживать себя и высказывать неосто¬рожные слова и резкие отрицательные характеристики в адрес ребенка. 3. Что уж говорить о физических наказаниях? О бессмысленности и вреде которых написано очень много статей. Дети, которых бьют родители, имеют крайне низкое мнение не только о себе, но и вообще о людях. Любое наказа¬ние с применением силы рождает в серд¬це ребенка, прежде всего страх и созна¬ние собственного бессилия. А это глав¬ные „киты", на которых зиждется зани¬женная самооценка. 4. Никогда, ни при каких обстоятельствах не сравнивайте собственного малыша с другими детьми. 5. Не стоит обсуждать недостатки своего ребенка с другими людьми, особенно при ребенке. Это правило касается не только старших (пяти - шестилетних), но и совсем маленьких детишек. Вряд ли кто-то из родителей сможет точно назвать дату и время, когда его малыш начинает понимать смысл всех сказанных нами слов. 6. Не предъявляйте к ре¬бенку завышенные требования, которые ему не под силу. Помните, всему свое время. Просто, ваш малыш развивается по своему индивидуальному графику. И пройдет совсем немного времени и у него все начнет получатся. Приучайте малыша следить за собствен¬ными успехами и радоваться им. Он не мог надевать колготки, а теперь можешь? Молодец! Научился считать до пяти? Прекрасно! Первый раз нарисовал солнышко. Вот какой умничка! Именно это состояние успеха — личного, а не в сравнении с кем-то — и есть лучший стимул, чтобы двигаться дальше. „Я смогу!" — вот уве¬ренность, которая позволит малышу сформировать достойную самооценку. В конце концов, самооценка не застыв¬шая величина. Она постоянно меняется в ту или иную сторону, а значит, пока ре¬бенок растет, многое можно исправить. И помните 2 золотых правила: 1. „Любому ребенку хочется, чтобы его считали хорошим. Наша задача — это желание развить" 2. „Успехи, которых добивается малыш, стимулируют его к дальнейшим достижениям"