Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 16:02

Наши Чадушки

Меню сайта
Категории раздела
Все о свадьбе [15]
Традиции и Обычаи [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Ах, эта Свадьба, пела и плясала » Традиции и Обычаи

Свадебные обряды

Свадебный поезд
Пока невесту одевали, в доме жениха собирался свадебный поезд, в котором должно быть обязательно нечетное количество лошадей и повозок. Первыми ехали дружка с помощником, вторым — жених, третьими — сваты, затем уже все остальные.

Свадебные чины
Со стороны жениха выбирались:
Дружко, или дружка — распорядитель свадебного церемониала, человек женатый, энергичный, говорун, знающий ход свадьбы. Неотъемлемый атрибут дружки — кнут, который он пускал в ход с целью отогнать все, что может помешать благополучному соединению жениха и невесты. Дружку часто можно было узнать по полотенцу, повязанному через плечо. Иногда он был повязан крест-накрест двумя полотенцами — от жениха и от невесты. Полотенца дружке дарили большие — два, два с половиной метра в длину украшенные на концах ткаными узорами. Дружки, как правило, назначались со стороны жениха и со стороны невесты, но иногда был лишь дружка со стороны жениха.
Поддружье — помощник дружки.
Сват вел свадьбу вместе с дружкой. Это женатый человек, обычно из числа родственников.
Посаженый отец и посаженая мать — крестные отец и мать жениха.
Ранняя сваха, или повивальная сваха — близкая родня жениха, она пекла свадебный каравай, расплетала косу невесты и др.
Сватов и свашек бывало по нескольку с каждой стороны. Часто считалось обязательным, чтобы сват и сватья были мужем и женой. Иногда их роль отводилась родителям или крестным родителям.
Подсвашки — помощницы свахи, родственницы жениха.
Дядька — шафер, который сопровождал жениха к венцу.
Бояре — приятели и родственники жениха, сопровождавшие свадебный поезд.

Со стороны невесты избирались:
Поздняя, или повивальная, сваха — убирала (повивала) голову невесты в женский убор, сопровождала ее к венцу.
Посаженый отец и посаженая мать, постельницы (две женщины) — они готовили брачное ложе для невесты.
Дружки — подруги невесты.
Подженишники (или подкняжие) — неженатые молодые люди и подневестницы — незамужние подруги невесты. Подженишников и подневестниц обычно бывало равное количество. Главную роль играла большая, или первая, подневестница (обычно сестра невесты) и первый подженишник.
Жениха и невесту называли «молодой князь» и «молодая княгиня».

Выкуп невесты
К дому невесты первым подъезжал дружка, все остальные ждали. Для дружки важно было миновать охрану — привратников и придверников. Чаще всего охрана удовлетворялась угощением — вином, но иногда приходилось делать подарки. Вслед за дружкой прибывал свадебный поезд. В это время дружка должен был выкупить место для жениха за столом рядом с невестой. Обязательно при этом шли в ход деньги, но часто подруги и родственники невесты испытывали дружку загадками.
Посидев за столом, все поднимались, чтобы ехать в церковь венчаться. Невеста, выходя из-за стола, старалась стянуть с него скатерть для того, чтобы все сидевшие за столом девушки вышли замуж. Родители невесты благословляли молодых одной из икон, которые обычно в этот момент стояли на разостланной шкуре или шубе. Молодым в обувь сыпали хмель и зерна.

Венчание
При венчании жених и невеста давали обещание любить и служить друг другу в продолжение всей жизни. Затем пили вино, сперва невеста, потом жених, который тут же бросал чашу на пол и спешил наступить на нее. То же делала и невеста. Кто из них первый наступал, тот одерживал победу, и считалось, что он всегда будет господином (обычно это удавалось жениху).
Как только невеста надевала кольцо и были провозглашены слова брачного союза, руку молодицы соединяли с рукой жениха, который до этого стоял по одну сторону алтаря, или стола, а невеста — по другую. Когда священник «связывал» брачный узел, невеста подходила к жениху, стоящему у самого конца аналоя, и падала ему в ноги, прикасаясь головой к его обуви, в знак ее покорности и послушания, а жених накрывал ее полой кафтана или верхней одежды, в знак обязанности защищать и любить ее. После этого жених и невеста становились рядом у самого конца аналоя, к ним подходили сначала отец и другие родные невесты, в знак будущего между ними родства и любви. Вместе с тем отец жениха подносил ломоть хлеба священнику, который тут же отдавал его отцу и другим родственникам невесты, заклиная его перед Богом и образами, чтобы он выдал приданое в целости и сполна в назначенный день и чтобы все родственники хранили друг к другу неизменную любовь. После этого они разламывали хлеб на куски и ели в знак истинного и чистосердечного согласия с этими словами, а также в знак того, что с этих пор они будут как бы крохами одного хлеба или участниками одного стола.
Потом жених брал невесту за руку и вместе с ней и родными, следующими за ним, шел на паперть, где их встречали с сосудами и чашами, наполненными медом и вином. Сперва жених брал полную чарку или небольшую чашку и выпивал ее за здоровье невесты, а за ним это делала невеста, приподняв покрывало и поднося чарку к своим губам.

Чарка
Чарка — маленький сосуд для питья с плоскимили круглым дном или на ножках с закругленной ручкой, иногда с покрышкой.
После венчания.
От венца ехали в дом жениха. Там новобрачных встречали родители жениха, благословляли, осыпали снова хмелем и зерном. В доме жениха уже были накрыты столы. Пока все рассаживались, в отдельной комнате свахи переплетали невесту. Вместо одной девической заплетали две косы, оборачивали их вокруг головы и покрывали женским головным убором. Молодую сажали очень близко к мужу — так, «чтоб даже кошка не пробежала», и пели величальные песни. Иногда после свадьбы поступали иначе. По возвращении из церкви жених шел не к себе домой, а в дом к своему отцу, а невеста отправлялась к своим. И оба угощали порознь своих родственников. При входе в дом на того и другого бросали из окон зерновой хлеб в знак будущего изобилия и плодородия.
Вечером невесту привозили в дом отца жениха, где она и проводила ночь, все еще не снимая покрывала с головы. Всю эту ночь она не должна была произносить ни одного слова, чтобы жених не мог ни слышать, ни видеть ее до другого дня после заключения брака. В течение трех последующих дней она говорила мало — всего лишь несколько определенных слов за столом, но с особенной важностью и почтительностью. В ином случае ее поведение считалось весьма предосудительным.
По прошествии трех дней супруги отправлялись в свой дом и давали общий пир своим родным с обеих сторон.

Свадебный пир
На самом свадебном Пире молодым предписывалось проявлять воздержанностью питье и еде. Они могли лишь пригубить вино из одной рюмки и попробовать один на двоих кусок пирога. Во время свадебного пира величали не только молодых, но и устроителей свадьбы — сватов, родителей, гостей.

Первая брачная ночь
Когда веселье было уже в полном разгаре, молодых: уводили. Свою первую брачную ночь они проводили чаще всего в холодной, нежилой части избы. Постель обычно стелили из снопов (символ плодородия). Укладывание молодых часто сопровождалось различными обрядовыми действиями. Прежде чем положить молодых, дружка и свашка ложились в приготовленную постель и требовали выкуп.
Кое-где было принято класть под постель палку, катать жениха, чтобы постель была крепче, и требовать также выкуп. Иногда под постель клали перья из хвоста петуха и курицы — чтобы молодые больше слюбились.
Новобрачным, изрядно проголодавшимся, приносили жареную курицу, яйца, вино. Курицу полагалось съесть, не пользуясь ножом.
Обряд разувания.
Перед тем как новобрачные отправятся спать, жених клал в один из своих сапог деньги, золотые и серебряные. Невеста должна была снять один сапог по своему выбору. Если ей удавалось снять сапог, в котором находись деньги, она не только получала их за свой труд, но с этого дня уже не обязана была снимать с мужа сапоги. Если невеста попадала впросак, то не только теряла деньги, но и наделялась обязанностью постоянно снимать сапоги с мужа.

Утро после свадьбы
Утром родные шли «поднимать молодых», но в спальню молодых входила только одна сваха. Родня же стояла в этот момент у дверей горницы, била горшки, кринки, тарелки. При выходе новобрачных их поздравляли и со стуком били посуду.
Существовало множество способов демонстрации невинности невесты. Выставлялись, например, на обозрение простыни и т.д. Таким образом, свашка или крестная мать невесты демонстрировала доказательства невинности новобрачной. В противном случае отцу невесты подносили, в случае утраты ею целомудрия до свадьбы, «ущербный стакан», а матери — кусок ржаного пирога, в котором пальцем делали дырку. Или же на второй день свадьбы родня невесты получала дырявые пряники. Когда на второй день после свадьбы молодой муж отправлялся к теще, по цвету косынки, привязанной к дуге упряжки, можно было определить, едет ли он с поклоном или с обидой: красный цвет символизировал невинность молодой жены, голубой цвет или отсутствие косынки свидетельствовали об обратном.
Нередко этот обряд носил символический характер: молодому мужу утром подносили две рюмки — с красным и белым вином (водкой). Выпитая рюмка с красным вином служила доказательством невинности. Впрочем, в любом случае обычно молодой муж не шел на открытый скандал, предпочитая выместить недовольство женой впоследствии. Выпитая рюмка в обязательном порядке разбивалась. А благонравная невеста утром раздавала подарки молодому мужу свекру, свекрови и их родственникам

Категория: Традиции и Обычаи | Добавил: Федора (13.11.2008)
Просмотров: 2400 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz