Никогда не игрались свадьбы во время постов (за редчайшими исключениями).
Избегали назначать свадьбы на постные дни недели (среда, пятница).
Исключалась из свадебных и масленичная неделя. Существовала даже поговорка: «на маслену жениться — с бедой породниться».
Старались избегать также месяца мая, чтобы всю жизнь не маяться. Самым удобным и благоприятным временем, к которому и приурочивалось большинство свадеб, считались осенние и зимние мясоеды.
Осенний мясоед начинался с Успения (28 августа) и продолжался до рождественского (Филиппова) поста (27 ноября). В крестьянской среде этот срок укорачивался.
Свадьбы начинали справлять с Покрова (14 октября) — к этому времени завершались все основные сельскохозяйственные работы.
Зимний мясоед начинался с Рождества (7 января) и продолжался до Масленицы (длился от 5 до 8 недель). Это был самый свадебный период в году, его так и называли свадебник, или свадебнец. Свадебник начинался на второй или третий день после Крещения, так как в великие праздничные дни, согласно церковному уставу, священники не могли венчать.
В весенне-летнее время свадьбы начинали справлять с «Красной горки» (первого воскресенья после Пасхи) и до Троицы. В летнее время был еще один мясоед, он начинался с Петрова дня (12 июля) и продолжался до Спаса (14 августа). В это время (особенно в июле) тоже было принято играть свадьбы.
Свадебные обряды для вступающих в первый, второй и третий брак имели отличия. Если вступающие во второй брак были оба вдовыми, то на них не возлагались венцы. Третий брак проходил без венчания, состоял только в молитвословии и вообще церковью не одобрялся. «Первый брак закон, второй — по нужи прощение слабости ради человеческой, третий — законопреступление, четвертый — нечестье, понеже свинское есть житие». Тем не менее дети даже четвертого брака пользовались всеми правами законных детей в разделе наследства. |