Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 18.05.2024, 19:37

Наши Чадушки

Меню сайта
Категории раздела
Детская [29]
Взрослая [15]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Психология » Детская

Возрастной кризис наших детей.
Возрастной кризис – это период активного развития новых психических функций, поведенческих моделей, разрушение старой, отжившей системы отношений и формирование новой. Очень важно во время кризисного периода понимать то, что происходит с ребенком. Понимание и поддержка близких помогут сделать протекание кризиса более спокойным.

Кризис 1 года
Переходный период между младенчеством и ранним детством обычно называют кризисом 1 года. Как всякий кризис, он связан со всплеском самостоятельности, появлением аффективных реакций (аффект – вид эмоционального состояния, сильное кратковременное бурно протекающее чувство (ярость, восторг, ужас и др.).
Аффективные вспышки у ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, его жестов и мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Ребенок начинает самостоятельно ходить по дому, возрастает круг запрещенных и опасных для него предметов. Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему или окружающим. При очередном слове “нельзя” некоторые дети кричат, падают на пол, бьют по нему руками и ногами. Чаще всего появление сильных аффектов у ребенка связано с определенным стилем воспитания в семье. Это или излишнее давление, не допускающее даже небольших проявлений самостоятельности, или непоследовательность в требованиях взрослых, когда сегодня можно, завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – ни в коем случае.
Установление новых отношений с ребенком, предоставление ему некоторой самостоятельности, т.е. Большей свободы в действий в допустимых пределах, терпение и выдержка близких взрослых смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций.

Кризис 3 лет
К трем годам появляется местоимение “я”. У ребенка появляется первичная самооценка – осознание не только своего “я”, но и того, что “я хороший”, “я очень хороший”, “я хороший и больше никакой”. Произнося “я сам”, ребенок стремится действовать в этом мире, изменять его. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это кризис выделения своего “я”. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Самостоятельность и активность ребенка возрастают, это требует от близких своевременной перестройки. Если новые отношения с ребенком не складываются, его инициатива не поощряется, самостоятельность постоянно ограничивается, у ребенка возникают кризисные явления.
Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию на требование или просьбу взрослого. Он не делает что-то только потому, что это предложил ему определенный взрослый человек. Главный мотив действия – сделать наоборот, т.е. прямо противоположное тому, что ему сказали.
Упрямство. Это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. Упрямство – не настойчивость, с которой ребенок добивается желаемого. Упрямый ребенок настаивает на том, что ему не так уж сильно хочется, или совсем не хочется, или давно расхотелось.
Строптивость направлена не против конкретного взрослого, а против сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. “Да ну!” - самая распространенная реакция в таких случаях. Ярко проявляется тенденция к самостоятельности: ребенок хочет все делать и решать сам. Во время кризиса повышенная тенденция к самостоятельности приводит к своеволию, она часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми.
У некоторых детей конфликты с родителями становятся регулярными, они как бы постоянно находятся в состоянии войны со взрослыми. В этих случаях говорят о протесте-бунте. В семье с единственным ребенком может проявиться деспотизм. Ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя, что он будет есть, а что не будет, может мама уйти из дома или нет и т.д. Если в семье несколько детей, вместо деспотизма обычно возникает ревность: та же тенденция к власти выступает как источник ревнивого, нетерпимого отношения к другим детям, которые не имеют почти никаких прав в семье, с точки зрения юного деспота. Обесценивание. В глазах ребенка обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше. 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя и т.п.

Кризис 7 лет
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через кризис. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений. Он открывает для себя значение новой социальной позиции – позиции школьника, связанной с выполнением высоко ценимой взрослыми учебной работы. Происходит переоценка ценностей. То, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки), оказывается ценным, то, что связано с игрой – менее важным. Ребенок начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления.
Разговаривайте с ребенком, как со взрослым. Пусть он принимает решения вместе со всеми членами семьи. Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к самостоятельности и ответственности.

Подростковый кризис
Также как и кризис 3 лет, подростковый возраст является переломным моментом в жизни ребенка. В это время с ним происходит много изменений – физиологические (меняются пропорции тела, происходят эндокринные изменения, появляются вторичные половые признаки, могут возникать трудности в функционировании сердца и легких и как следствие – перепады настроения), эмоциональные и т.д. Меняются авторитеты, если раньше авторитет для ребенка имели родители и учителя, то в подростковом возрасте очень важными становятся сверстники, а общение с ними становится основной деятельностью. Ребенок может неадекватно воспринимать свое тело и те изменения, которые с ним происходят, и очень придирчиво к ним относиться.
Основными достижениями и новообразованиями подросткового кризиса является появление рефлексии на себя, формируется мировоззрение. Для подростка очень важна поддержка близких родственников, отсутствие критики, подбадривание, стоит чаще подчеркивать его успехи.
Кризисы бывают не только в детском развитии. Они происходят и со взрослыми людьми. Кризисы помогают нам расти и развиваться, лучше узнавать себя, свои возможности и особенности.

Автор: Юлия Ангелова,

Категория: Детская | Добавил: GERa (10.11.2008)
Просмотров: 712 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCoz